Кредитное дело заемщика, которое хранится у кредитора, содержит не только персональные данные должника, но и данные связанных с ним лиц. Контактное лицо по кредиту – это и не поручитель, и не должник. Это третье лицо, которое не несет перед кредитором никаких обязанностей, его роль лишь в том, чтобы помочь банку или коллектору проверить нужные данные о должнике и установить с ним связь, если такая была утеряна.
Положение законов, которые регулируют защиту прав потребителей финансовых услуг устанавливают жесткие правила для коллекторов о том, каким образом они могут взаимодействовать с должником и контактными лицами.
5 основных прав и обязанностей связанного с должником лица:
1. Имеет право не взаимодействовать с коллектором, если не предоставлял свои данные. Человек может быть записан как “контактное лицо по кредиту” лишь при собственном согласии.
2. Должен выслушать просьбу коллектора, когда тот сообщает основную информацию о том, что заемщик зашел в просрочку и что ему нужно сделать для погашения долга. Важно: коллектор не имеет права требовать у контактного лица вернуть долг вместо должника.
3. Имеет право просить у коллектора назвать свое имя и место работы.
4. Имеет право не поднимать трубку, если звонят с неизвестного номера. Вообще, коллектор может звонить лишь из официального номера, который закреплен за компанией.
5. Имеет право подать жалобу на действия кредитора в НБУ.
Следовательно, контактное лицо по кредиту – это подстраховка для банка, чтобы можно было выйти на контакт с должником. Однако, никаких обязанностей по уплате долга такое лицо не имеет, и претензий к нему выдвигать нельзя.